Основа высоких результатов образования, ценностные установки ребенка, его отношение к окружающему миру, своей родине, обществу, семье и самому себе закладываются в дошкольном детстве.
Дошкольное образование высокого качества оказывает позитивное влияние на детское развитие и в долгосрочной перспективе оказывает значимое положительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и личностное развитие ее граждан, разделяющих традиционные российские духовные ценности и способных лучшим образом реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Закон об образовании закрепил за дошкольным образованием статус первого уровня общего образования и определил требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, и регулирующим их деятельность нормативно-правовым документам. ФГОС ДО, разработанный на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с положениями Закона об образовании, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, обозначил основные принципы дошкольного образования и требования к образовательным программам дошкольного образования, задал целевые ориентиры развития ребенка, сконцентрировал внимание на необходимости создания условий, позволяющих каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
В 2022 году приказом Министерства Просвещения РФ была утверждена федеральная образовательная программа дошкольного образования, нацеленная на создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям равные качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Актуальная нормативно-правовая база сформировала основу для построения современной системы управления качеством дошкольного образования. Важнейшим компонентом данной системы является мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации, соответствующий требованиям Закона об образовании и ФГОС ДО, позволяющий поддержать образовательную политику РФ по формированию единого образовательного пространства страны.
Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации и повысить эффективность управления образованием.
МКДО — развивающая и развивающаяся система. Рособрнадзор ежегодно изучает результаты проведения мониторинга, проводит общественно-профессиональные обсуждения его особенностей и последовательно совершенствует Концепцию МКДО, механизмы, процедуры и Инструментарий.
МКДО позволяет повысить эффективность управления качеством дошкольного образования на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровне, создает доказательную основу для развития всей системы дошкольного образования Российской Федерации.
Для оценивания качества образования в процессе МКДО используется модель комплексной разносторонней оценки образовательных систем.
Данная модель позволяет оценить качество образовательной среды, созданной в ДОО совместными усилиями всеми участниками образовательной системы, деятельность всех существенных компонентов образовательной системы, а также повысить надежность оценки за счет включения в процесс оценивания разных заинтересованных лиц: непосредственных участников образовательного процесса (педагогов), внешнего эксперта, родителей, учредителей, социальных партнеров и других лиц.
Система показателей качества МКДО включает оценку:
− качества документирования образовательной деятельности, деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, процессов управления и развития организации;
− качества реализуемой деятельности, включая качество процессов обучения и воспитания, процессов присмотра и ухода за воспитанниками ДОО, организационных процессов ДОО и пр.;
− качества созданных образовательных условий (кадровых условий и пр.), включая качество предметно-пространственной среды ДОО (во внутреннем помещении и на свежем воздухе);
− качества удовлетворенности потребителей услуг ДОО.
Модель МКДО предусматривает базовую 5-балльную систему оценивания, которая включает 7 возможных отметок для каждого показателя:
Неприменимо (НП).
Нулевой уровень.
1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества.
2-й уровень. Качество стремится к базовому.
3-й уровень. Базовое качество.
4-й уровень. Хорошее качество.
5-й уровень. Превосходное качество.
Данная модель оценивания является сквозной для МКДО и используется во всех оценочных материалах Инструментария МКДО, включая Инструментарий для самооценки педагогов, внутреннего МКДО в ДОО и в других материалах.
Области качества МКДО
1. Образовательные ориентиры.
2. Образовательная программа.
3. Содержание образовательной деятельности.
4. Образовательный процесс.
5. Образовательные условия.
6. Условия получения дошкольного образования детьми с особыми образовательными потребностями.
7. Взаимодействие с родителями.
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход.
9. Управление и развитие.
Результаты мониторинга качества дошкольного образования в ДОО используются для решения задач при развитии качества деятельности образовательной организации.
Сертификат об участии в мониторинге качества дошкольного образования
Результаты МКДО – 2023
Показатели качества для групп (внутренняя оценка качества и внешняя оценка качества) |
Средний балл 3.1 |
Показатели качества для ДОО в целом (внутренняя оценка качества и внешняя оценка качества) |
Средний балл |